Дидактические игры и пособия по сенсорному развитию детей 4-5 лет своими руками учебно-методическое пособие (средняя группа)

Значение сенсорного развития дошкольника трудно переоценить. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Другими словами, сенсомоторика, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение для многих видов продуктивной и трудовой деятельности его в дальнейшей жизни.

Предварительный просмотр:

Дидактические и пособия для сенсорного развития дошкольников

Сегодня я хочу поделиться с Вами своими наработками, которые использую в свободной игровой деятельности с детьми.

Как вы уже могли понять из названия публикации, разговор пойдет о методах и приемах развития сенсомоторных качеств ребенка.

Сенсомоторика – это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.

— развивать координацию движений кистей рук,

— формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве,

— активизировать сенсорное восприятие, стимулируя слух, зрение, осязание и др.

Значение сенсорного развития дошкольника трудно переоценить. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Другими словами, сенсомоторика , с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение для многих видов продуктивной и трудовой деятельности его в дальнейшей жизни.

В средней группе игры и упражнения, помогающие детям узнать о различных свойствах предметов, усложняются в нескольких направлениях. Дошкольников необходимо продолжать знакомить с цветами спектра и их оттенками по светлоте, формировать умение использовать полученные знания при определении цвета предмета. На пятом году жизни дети усваивают названия цветов с указанием светлоты, знакомятся с расположением цветовых тонов в спектре и их взаимосвязью.

Знакомство с формой в этом возрасте предполагает введение дополнительно к 5 уже известным фигурам двух новых фигур, усвоение представлений о разновидностях треугольников и овалов. Необходимо учить детей анализировать сложные формы, раскладывать их на элементы.

В средней группе, знакомя дошкольников с величиной, необходимо предлагать задания на выделение высоты, ширины, длинны предметов и других параметров величины.

Производители игрушек давно подхватили эту идею и воплотили её в жизнь, выпуская многочисленные развивающие игрушки. Но многие из них можно сделать своими руками. И с такой игрушкой дети играют с ещё большим удовольствием.

Предлагаю несколько игр по сенсорному воспитанию дошкольников 4 — 5 лет сделанных своими руками.

Дидактическое пособие по сенсорному развитию

С помощью данного пособия ребенок может реально ощутить такие абстрактные понятия как «размер» , «цвет» , «форма» , «величина» , даже «вес» — проанализировать и сравнить их.

Сшитые из фетра объемные круги с разным наполнителем (крупа: рис, фасоль, перловка, бусинки мелкие и крупные, макароны, синтепон или холлофайбер, кусочки ткани) – это будет туловище гусеницы, которое скрепляется липучками. На первом круге оформить мордочку. К каждому кругу туловища можно сделать лапки на липучке. Вырезанные из фетра сапожки оттенков туловища гусеницы (маленькие и большие), цветы из фетра, овощи, фрукты, ягоды. Схемы последовательности сборки туловища в зависимости от цветовой гаммы.

Рекомендации: Сделайте сразу круги для туловища основных цветов и их оттенков, что бы постепенно ввести в словарь детей их название. Для закрепления понятия «длиннее — короче», «больше – меньше» потребуется изготовить 2 гусеницы.

  1. После того, как дети отгадали загадку, в гости пришла гусеница Как мы ее назовем? Мы назвали ее Глашей. Ой, шла она к нам далеко, было ей не легко, вот ее туловище и рассыпалось, давайте мы поможем ей.

Закрепление основных цветов и знакомых оттенков. Другие оттенки можно вводить или закреплять в процессе следующих вариантов игры. (Наша Глаша подросла, какой цвет еще появился в туловище?)

Ребенок запоминает, из каких шаров – частей состоит гусеница , затем закрывает глаза, педагог убирает один из шаров. Ребенок должен назвать цвет недостающего шара.

  1. Воспитатель показывает детям гусеницу, а затем просит показывать что кушала наша гусеница на огороде: (овощи, фрукты, ягоды). Их заранее тоже изготовить из фетра этой же цветовой гаммы, на основу –липучку, что бы можно прикрепить к звеньям туловища. Можно дать задание: прикрепи овощи на правый бочек Глащи, а фрукты на левый.

В банке гусеницу маме
Принесла Олеся.
— Воспитаем её сами,
Хватит в доме места!
Что же кушает она
Я не знаю только.
Дам ей жёлтенький банан,
Апельсина дольку,
Дам ей муху, паука,
Дам ей хлебных крошек.
Подожди меня пока,
Наловлю и мошек.
И водою напою
Раскрасавицу мою!

Читать также:  Как сделать сверло форстнера своими руками

Закрепляем цвет, название овощей, фруктов, ягод, геометрические формы.

  1. Глаша наелась . Собери туловище гусеницы от самой легкой части до самой тяжелой. Найди две одинаковые по весу части, с маленькими шариками, с крупными шариками, самую мягкую, самую тяжелую, заданного свойства (хрустит, шуршит, мягкий, твердый), предложить сравнить части гусеницы (найти сходства и различия).
  2. Глаша уже большая, у нее выросли ножки, прикрепи их к туловищу. Куда прикрепили? (внизу) Дать понятие «пара», закрепить цвет.
  3. Гусеницу Глашу пригласила на день рождения к ……и ей надо собирать цветы для букета. Прикрепить к туловищу гусеницы цветок соответствующего цвета и назвать его цвет. Где разместили цветы? (вверху, на спинке)

8. Глаша пошла гулять. Что бы ножки не замерзли, оденем ей сапожки. Подбери сапожки по цвету. На маленькую гусеницу одень маленькие сапожки, а на большую – большие.

Что бы нашей Глаше
Из дома выйти в путь

Н адо ей сапожки
На ножки натянуть.
Да, тут за две минуты
Попробуй-ка, надень,
И чтоб пойти обутым,
Провозишься весь день.

Попросить детей внимательно посмотреть на гусениц , и рассказать о них (какого они размера, попросить сравнить какая длиннее, какая короче). Как ты узнал? Вариантов много: можно собрать гусеницу из основного цвета и его оттенков, можно одну из основных цветов, другую – из оттенков. Тут уж ваша фантазия. Можно это задание совместить с заданием №7 Закрепляем понятия «длиннее – короче», название цвета, оттенков.

  1. Закрепляем цифры. Для старших дошкольников можно предложить схему сбора гусеницы по цифрам: 1- синий, 2 – оранжевый, 3 – розовый и т. д Одновременно закрепляем цвета, оттенки цветов, цифры, порядковый счет.

Вариантов игры много, все зависит от вашего творчества и желания.

Данную игру можно использовать в НОД, самостоятельной деятельности, индивидуальной работе.

Дидактическое пособие «Черепашка» (слайд 4)

Дидактическое пособие «Черепашка» многофункциональное, направленное на решение одновременно нескольких задач предназначено для работы с детьми разных возрастов, позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка. Вариации упражнений и игр не имеет пределов. Пособие постоянно пополняю новыми элементами.

Представленное дидактическое пособие «Черепашка» развивает мелкую моторику и координацию движений пальцев у детей разного возраста, с усложненными по необходимости содержанием и методическими приемами. Это пособие игрушка формирует и способствует развитию: сенсорного воспитания ребенка, ориентировки в пространстве.

Развивать сенсорные навыки, мелкую моторику рук, творческое и логическое мышление, зрительное восприятия, память, внимание, пространственное представление, логическое и образное мышление, произвольного самоконтроля.

Ребенку или подгруппе детей предлагаются задания:

Цель: закрепление понятий сверху вниз, снизу вверх, закрепление цвета, различных способов шнуровки, развитие мелкой моторики.

Цель: закрепление цвета, счета, закрепление понятий выше, ниже, рядом, слева, справа, ориентировка в пространстве по отношению к себе.

Цель: закрепление счета, цвета, последовательности, развитие глазомера, развитие мелкой моторики.

Цель: развитие тактильных ощущений, активизация речи

Ход игры: предложить детям на ощупь определить поверхность, назвать какая она – мягкая или жесткая, гладкая или шершавая.

Цель: развитие тактильных ощущений, активизация речи.

Ход игры: ребёнку предлагается достать из кармашка 12 карточек, найти среди них: по три карточки на каждое время года. Задание определить и надеть на пуговицы карточки определенного времени года.

Игры и занятия с дидактической «Черепахой» формируют согласованность движений пальцев, сенсорные координации в системе «глаз-рука», в результате чего повышается работоспособность ребенка, его внимание и умственная активность, происходит стимуляция интеллектуальной и творческой деятельности.

Дидактическое игровое пособие для развития сенсомоторных качеств у детей «Сенсорный коврик» (слайд 5)

Данное дидактическое пособие представляет собой коврик, оформленный с обеих сторон объёмными предметы разных форм и оттенков или аппликации из всевозможных материалов.

В пособии присутствуют: замки «молния» , шнурки, застежки, застежки- «липучки» , пуговицы, пряжки, бантики. Все элементы отстегиваются, застегиваются и т. д. Внутри окошечек-заплаток детей ждет сюрприз. (С кем подружилась лягушка? Или чем (кем) обедала?). Отстегивая пуговки или шнуровки, мотивируйте детей: кто же спрятался в колокольчике? В травке? Какого они цвета? Лягушка большая, а давай еще поищем, может кто-то за цветочком ждет нас… и т. д.) (слайд 6).

Читать также:  Как сделать пумпончик из пряжи. Пошаговая инструкция с фото, видео

Закрепляя основные цвета и их оттенки, вы одновременно учите детей ориентироваться в пространстве, закрепляете понятия: вверху, внизу, справа, слева, большой — маленький, одинаковые — разные по размеру, столько же, сколько и….

С целью введения новых оттенков цветовой гаммы и знакомству с временами года на коврик пришло вот такое дерево. (слайд 7)

На него прилетают птицы, бабочки, приползают гусеницы, жуки, на нем отдыхают стрекозы, с него облетают листья (разных оттенков), на ветки ложиться снег (все элементы на липучке, что позволяет быструю сменяемость)

Обратив внимание на тучку с дождиком, вы можете закрепить с ребенком понятие «широкий – узкий», «длинный-короткий». (слай (слайд 8)

При изучении понятий «день-ночь», закреплении ориентировки в пространстве и цветовой гаммы на нашем коврике появилось солнышко с ночным месяцем.

Мои воспитанники подрастают и происходит замена некоторым элементам нашего волшебного коврика. Вместо молний и кармашек появилась Маша, косы которой расплелись. А нас все ребята аккуратные, поэтому мы учимся заплетать и Машу.

Пособие получилось многофункциональным, предусматривающим различные дидактические игры и упражнения . С ковриком могут заниматься одновременно несколько детей .

Создавалась эта игра на основе следующих принципов :

• Вызывает у детей интерес и желание в нее играть.

• Контакт происходит с помощью органов чувств и движений.

• Дети общаются со сверстниками, учатся устанавливать доброжелательные отношения, взаимодействовать согласно правилам игры.

• Совершенствуются все психические процессы : такие как речь, внимание, воображение, память, а также мелкая моторика.

• Формируется дифференцированное восприятие качества предметов .

• Предполагается последовательное введение в игру новых сенсорных эталонов .

• Содержит постепенное усложнение игровой задачи .

Дидактическое пособие «Животные» ( слайд 9)

А еще совсем недавно мы играли вот с таким кубиком.

С ним мы изучали не только цветовую гамму (лисичка –оранжевая, мышка – серая и т.д.), но узнали, какие животные дикие, а какие домашние, чем они питаются. Самое главное ваша фантазия и желание! Изготовьте куб из паралона или другого подручного материала, обтяните каждую грань куба материалом разных оттенков, изготовьте из фетра мордочки домашних и диких животных и, конечно же, надо сделать для них «угощение», которое будет крепиться на ленточках, вшитых в 3 верхние грани куба и 3 нижние! Если ваши дикие и домашние питомцы будут на липучке – меняйте их. Чем больше вы их сделаете, тем больше знаний вы дадите своим воспитанникам, тем легче они его усвоят! Ведь в игре всегда все легко и весело.

Надеюсь, что мой скромный опыт заинтересует вас и, применив его в своей работе, вы сможете оценить его пользу для развития тактильной чувствительности, как основы «ручного интеллекта» .

Желаю вам, уважаемые коллеги, успехов, новых идей, желания и возможности совершенствовать свое педагогическое мастерство, а главное, чтобы у вас было время для проявления своего творческого потенциала и, конечно же, для своей семьи. Удачи ВСЕМ!

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное,педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры способствуют:

— развитию познавательных и умственных способностей детей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных, развитию памяти, внимания, наблюдательности, развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

— развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.

— социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

В своей работе я широко использую дидактические игры, которые создаю своими руками. Они ценны тем, что многие из них мы создаем вместе с детьми, тем самым повышаем интерес играм.

Предлагаю вашему вниманию некоторые из них:

Цель: способствовать запоминанию названия домашних животных, создать условия к игровым действиям.

Данное дидактическое пособие используется в НОД, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной игровой деятельности детей.

Читать также:  Коробки с сюрпризом: описание, советы по изготовлению и украшению

«Дидактические игры своими руками»

Дидактическая игра с цветными крышками-способствует сенсорному развитию ребенка, развитию речи, мышлению, логики, вниманию, памяти, восприятию, мелкой моторики, расширяет кругозор у детей.

Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения.

Методическая разработка игры создана в контексте реализации педагогического опыта по теме-дидактические игры, как средство коррекционного формирования у дошкольников математических навыков и умений.

Цель: Создание условий для формирования элементарных математических представлений о фигурах, цифрах, счете. Сенсорного развития через сенсорно-игровые действия с дидактической игрой.

ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ- развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта мышления и становлению речи.

Развивающая игра на прищепках «накорми животных».Материал:прищепки,распечатанные картинки с интернета животных и их корм. Животных вырезаем и приклеиваем к прищепкам, на круг приклеиваем корм. Эта игра закрепляет знания о домашних животных (их названия, кто что кушает, так же прищепки разрабатывают моторику рук, что очень важно для ребёнка. Так же игра способствует развитию сообразительности и смекалки. В эту игру можно играть одному ребёнку, а можно сразу двум или трём деткам одновременно, это способствует развитию коллективизма в группе.

Для игры используем пластиковые контейнеры из «Киндер-сюрпризов» в которые насыпаем разные крупы – горох, фасоль, манную и гречневую крупы, рис и т. д., предложите ребенку узнать на слух, что лежит в киндере и положить на картинку с изображением наполнителя. Дети безмерно рады когда содержимое киндера и картинка совпадают.

Цель:Учить детей выстраивать предметы в порядке возрастания.

8 Игра «Геометрическое лото для маленьких»

Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике.

Формировать умение выделять основные признаки фигур: цвет, форма, величина.

Формировать умение составлять рисунок из геометрических фигур по образцу.

Музыкально-дидактические игры своими руками Музыкально-дидактические игры своими руками Сколько полезного можно сделать из контейнеров от киндер-сюрпризов! Разнообразные поделки, средства.

Развивающие игры для детей своими. Одежда под прищепки

В статье предлагаются развивающие игры для детей своими руками дома. Игры предназначены для детей дошкольного возраста от 2-х до 4-х лет.

Шнуровка

Игры шнуровки помимо развития мелкой моторики, тренируют координацию движения, концентрацию внимания и логическое мышление. Подготовить из картона две заготовки, по краю пробить дырки дыроколом.

Заготовка для шнурования

Развивающие игры для детей своими. Шнуровка

Плетенка

Более простой вариант шнуровки — это плетенка. Вырезать из цветного картона круг и пробить дырки по краю круга. Подготовить шнурок.

Заготовка для оплетания

Предложить ребенку оплести круг по контуру.

Развивающие игры для детей своими. Оплетение круга

Пирамида из колечек

Для изготовления развивающей игры потребуется цветной картон. Нарезать полоски. Если полоски разложить в порядке возрастания, то каждая полоска длиннее на 2 см и уже на 1 см.

Цветные полоски из картона

Развивающие игры для детей своими. Колечки из цветного картона

Развивающие игры для детей своими. Сборка пирамиды из колечек

Сложный сортер

Как сделать простой сортер можно посмотреть здесь. Для изготовления сложного сортера подойдут бамбуковые палочки.

Бамбуковые палочки

Заготовки для сортера из бамбуковых палочек

Приклеить бамбуковые палочки при помощи клеевого пистолета по группам.

Развивающие игры для детей своими. Приклеивание бамбуковых палочек

Нарезать из цветного картона (бумаги) квадраты, круги, прямоугольники, треугольники и другие фигуры. Дыроколом пробить дырки от одной до четырех.

Развивающие игры для детей своими. Детали для сложного сортера

Попросить ребенка распределить фигуры соответственно количеству дырок.

Развивающие игры для детей своими. Сложный сортер

Пазлы своими руками

Для изготовления пазлов подойдут красивые фотографии из журналов.

Фотография из журнала

Приклеить фото на картон и разрезать на 4 элемента, к примеру.

Развивающие игры для детей своими. Пазлы своими руками

Если ребенок легко собирает пазлы из 4-х элементов, то подготовить другую картинку или фотографию.

Фото для изготовления пазлов

Разрезать фотографию или картинку на 5-6 элементов.

Пазлы из 6 элементов Развивающие игры для детей своими. Пазлы

Игра с прищепками

Для этой игры подойдут обычные бельвые прищепки. Вырезать из ненужных жуналов фотографии одежды.

Фото одежды

Показать ребенку как пользоваться прищепками.

Прищепки и фото одежды

Попросить ребенка «повесить белье на веревку».

Развивающие игры для детей своими. Одежда под прищепки

Игра «Найди недостающий фрагмент»

Подобрать красивые фотографии из журналов.

Фотографии из журналов

Вырезать из фотографии аккуратно элементы — фигуры разных форм (круглой, квадратной, овальной и т.д.).

Вырезание круглого элемента Вырезание квадрата

Вырезанные элементы сложить рядом, разложить фотографии на столе и предложить ребенку найти недостающие фрагменты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: