Антенна для FM радио своими руками

Простейшая FM антенна, изготовленная своими руками, увеличивает мощность радиосигнала на 60-100%. Модернизация автомагнитол и радиоприемников позволяет избавиться от большого количества различных проблем, связанных с плохим качеством принимаемых устройством сигналов. Изготовить такую конструкцию чрезвычайно просто, и справиться с работой сможет даже человек, не обладающих внушительными познаниями в области радиотехники. В данной статье мы подробно расскажем о том, как сделать FM антенну своими руками.

фото 1

Особенности распространения радиоволн

фото 2

Перед тем как приступить к самостоятельному изготовлению антенны, следует понять основной принцип передачи сигналов в FM диапазоне (88-108МГц). К числу основных особенностей этого радиофизического процесса относятся:

  • получение качественного сигнала возможно только в случае, если транслирующая база (радиовышка, телевышка и пр.) находится в пределах видимости приемника,
  • принимающее устройство, находящееся на большом удалении от транслирующей базы, испытывает проблемы, связанные с качеством принимаемого сигнала в вечернее и ночное время суток,
  • на качество получаемого сигнала влияют различные погодные условия: ветер, дождь, снег, град и пр.

Увеличение чувствительности приемника, а также качества получаемого им сигнала, достигается посредством вертикальной установки антенны. Конструкция, сопряженная с устройством, попадает под диапазон распространения радиоволн, передаваемых транслирующими станциями. Результатом подобной модернизации становится исчезновение многих проблем, связанных с частыми помехами и низким качеством принимаемых прибором радиосигналов.

Причины затухания сигнала

Качество принимаемого радиосигнала – это переменная величина, зависящая от многих различных факторов. В связи с появлением преград, мешающих прохождению электромагнитных волн, сигнал подвергается процессу затухания. На величину затухания влияют:

  • расстояние, проходимое электромагнитными импульсами до улавливания приемником,
  • высокие показатели несущей частоты передатчика,
  • текущее состояние среды или материала, по которым осуществляется передача,
  • высокие показатели длины передаваемой волны,
  • присутствующие помехи, мешающие прохождению электромагнитных волн,
  • качество показателей регенерации и коррекции,
  • форма транслируемого сигнала.

Влияние оказывает и присутствие экранирующих материалов, огораживающих помещение с находящимся в нем приемником. К числу самых сильных экранов, препятствующих прохождению электромагнитных импульсов, относится металл, алюминий, профилированный лист, металлическая черепица и пр.

Необходимые запчасти и инструмент

Фото 3

Изготовление антенны, усиливающий сигнал, транслирующийся на FM частотах – это достаточно простое, интересное и слегка познавательное мероприятие, справиться с которым сможет даже мастер без соответствующего опыта.

Основные инструменты и материалы для работы:

  • керамические изоляторы и элементы для их соединения,
  • тонкая стальная проволока,
  • роликовые блоки – фиксаторы,
  • штекер,
  • рубильник на 2 позиции,
  • медная проволока с диаметром от 1,5 до 2 миллиметров.

Смастерить качественную антенну можно без лишних трат и экзотических, труднонаходимых материалов. Набор необходимых инструментов и деталей приобретается в любом специализированном магазине.

Варианты изготовления антенн

Антенна представляет собой небольшую радиотехническую конструкцию, использующуюся совместно с приемником, для увеличения качества получаемого устройством сигнала. К числу основных характеристик хорошей самодельной радиоантенны относятся:

  • высота – максимально допустимая,
  • линейная поляризация,
  • маленький показатель сопротивления,
  • возможность работы в FM диапазоне (88-108МГц),
  • условно-круговая диаграмма направления,
  • высочайший показатель коэффициента усиления,
  • приемлемая конфигурация, вес и габариты.

Обеспечить присутствие всех нужных характеристик могут конструкции различных типов.

Стержневая антенна своими руками

Стержневая радиоантенна – остронаправленная конструкция, позволяющая избавить приемник от проблем, связанных с классическим городским шумом и помехами. Изготовление такого оборудования не потребует от мастера специализированных навыков. Сделать штырь-антенну несколько труднее, по сравнению с классической антенной из фольги.

фото 6

фото 4

Стержневая FM автомобильная антенна, сделанная своими руками, состоит из проводника (небольшого металлического штыря или трубки), закрепленного на изоляторе, и нескольких противовесов. Диапазон принимаемых устройством волн устанавливается посредством определения длины самого проводника.

Обратите внимание: длина штыря равна одной четвертой части от длины принимаемой волны. Конструкция, выполненная в соответствии с этим правилом, представляет собой оптимальный вариант усилителя сигнала. Увеличение или уменьшение длины штыря самым негативным образом скажется на работоспособности антенны.

Антенна из фольги

Радиоантенна из фольги – чрезвычайно простая конструкция, позволяющая усиливать качество транслируемого радиосигнала для его последующей обработки приемником. Для того чтобы смастерить подобное оборудование своими руками, понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • моток медной проволоки,
  • рулон фольги,
  • острый нож,
  • плоскогубцы,
  • сухая доска, вырезанная в форме квадрата со стороной 15см.

Несмотря на то, что схема антенны из фольги выглядит достаточно непросто, при первом же взгляде на подобное устройство становится понятно, что с его изготовлением справится даже неопытный мастер.

Читать также:  Как изготовить самодельный домкрат: сборник пошаговых инструкций

фото 7

фото 8

Используя острый нож или заточенные ножницы, отделите от фольги квадрат: 13см по внешнему краю, ширина полоски 1,5 см. В нижней части листа вырезается небольшой прямоугольник (около 3мм), который впоследствии используется для разгибания рамки.

Вырезанный лист фольгированной бумаги приклеивается к заранее подготовленной квадратной дощечке. Клеить нужно со сдвигом в правую сторону от центральной прорези (на 2,5мм). Через 2,5 см друг от друга к квадрату из фольгированной бумаги припаивается внутренний стержень и оплетка. Делать антенну для радио своими руками очень просто, справиться с такой работой можно без особого труда.

Обратите внимание: в некоторых случаях средством усиления слабого радиосигнала может стать штатная антенна, обмотанная небольшим количеством медной проволоки.

Свободный конец такой конструкции выводится в форточку.

FM антенна из коаксиального кабеля

Антенна из коаксиального кабеля – устройство, позволяющее использовать радиоприемник даже в условиях сильных и частых помех. Для изготовления конструкции понадобятся:

фото 9

фото 10

Изготовить антенну для магнитолы своими руками очень просто. Сделайте надрез на изоляционном проводе телевизионного шнура. Снимите изоляцию с оплетки и разверните фольгированный экран к месту проделанного надреза. Закрепите подготовленную конструкцию внутри пластмассовой трубы, после чего зафиксируйте все с помощью рейки.

Проволочная антенна

Проволочная радиоантенна – еще одна простая конструкция, позволяющая модернизировать классический радиоприемник. Перед началом работы по самостоятельному изготовлению оборудования, обратите внимание на следующую формулу расчета длины волны: 300/Частота, МГц.

  1. Для радиостанций, транслирующих сигналы на FM, понадобится антенна длиной 2,7-3,4м. На основе приведенной информации можно попробовать собрать усилитель сигнала. Сначала подготовьте рамку, длина которой будет соотноситься как 1,01-1,02 к величине принимаемой волны.
  2. В том случае, если используемый вами материал обладает диаметром, превышающем показатель в 3мм, выбирайте пропорцию 1,01. Все стороны собираемого прямоугольника соотносятся друг к другу как 2,02 к 1.
  3. Собирая устройство, обратите внимание на диаграмму направленности – она должна иметь форму классической восьмерки. После сбора рамки, закрепите ее скотчем возле оконного проема, направив в сторону ближайшей транслирующей вышке.
  4. Выходные каналы рамки подключаются к приемнику при помощи экранированного кабеля (50-60Ом). На вход подключается центральная жила, а экран соединяется с общим кабелем.

фото 11

Усилитель на автомобильную антенну, собранный своими руками, обладает чрезвычайно высокими характеристиками. Это устройство избавит вас от всех проблем, связанных с некачественным сигналом.

Подключение и настройка

Процесс подключения и настройки играет немаловажную роль в процессе модернизации домашнего радиоприемника. Даже самая лучшая, собранная своими руками ФМ радиоантенна, попросту не будет работать в случае неправильно произведенного монтажа. Устанавливая конструкцию, обращайте внимание на следующие условия:

  • в работе используется только коаксиальный кабель,
  • внимательно следите за надежной спайкой контактов, выходов, входов и разъемов,
  • проверяйте плотность контакта центральной жилы и экрана с входной частью приемника,
  • обязательно заземлите конструкцию.

Антенна, монтаж которой произведен в соответствии со всеми правилами, поможет вам избавиться от всевозможных проблем, связанных со слабым сигналом и помехами в эфире.

Достоинства и недостатки

фото 12

Антенна для усиления качества поступающих FM радиоволн – это простейшее устройство, предназначенное для модернизации стандартного приемника. Задача по сбору такой конструкции не представляется сложной. Справиться с подобной работой сможет даже начинающий мастер, не обладающий внушительными познаниями в соответствующей области.

Тематическое видео

Автор данного тематического видеоролика подробно рассказывает о том, как собрать FM радиоантенну своими руками.

Владелец YouTube канала объясняет принцип работы конструкции, а также останавливается на всех значимых при ее изготовлении нюансах.

Собрать антенну для автомагнитолы своими руками в домашних условиях получится при соблюдении алгоритма даже у новичка без опыта. Заранее подготовьте необходимые материалы, инструментарий. Не нарушайте инструкцию, не пропускайте и не меняйте последовательность действий.

Антенна

Разновидности антенн

Выделяют несколько разновидностей антенных устройств:

  1. Радиоантенны принимают сигналы радиостанций. Применяются только для автомагнитол.
  2. ТВ-антенны предназначены для приема телевизионного вещания.
  3. GPS-антенны используются для уточнения работы навигатора. Помогают лучше улавливать сигнал.
  4. Антенны мобильной радиосвязи.
  • магнитные (крепятся с помощью подошв-магнитов к крыше автомобиля),
  • врезные (устанавливаются лишь на кузова со специальным отверстием),
  • устройства на присоске,
  • изделия с резьбовым соединением,
  • желобовые либо накладные (крепятся к водостокам из металла),
  • встраиваемые.
Читать также:  Теплица из полипропиленовых труб своими руками: просто и быстро

По типу усиления радиосигнала различают:

  1. Внешние. Крепятся снаружи: на капоте либо крыше. Хорошо подходит такой вариант монтажа для пассивных гаджетов, поскольку помехи становятся меньше.
  2. Внутренние. Чаще используются для активных антенн. Установить можно в любой части машины так, чтобы прибор не мешал водителю, пассажирам.

Как работает антенна для автомагнитолы

Гаджет улавливает электромагнитные волны, после чего преобразует поток в сигнал. Затем производится усиление, преобразование. Принимать волны способны лишь настроенные на нужную частоту либо диапазон антенные устройства.

Для установки нужных параметров придется подбирать длину изделия. Улавливать частоты FM способны устройства от 75 см. Размер повлияет на качество звучания.

Работа активных и пассивных гаджетов различается. Первые способны улавливать волны, усиливать радиочастоты. Когда устройство получает слабый сигнал, он поступает на полотна, оттуда передается в усилитель, после чего по кабелю подается на антенный вход автомагнитолы. Пассивные гаджеты способны принимать волны местных радиостанций, но не способны усиливать.

Антенна для автомагнитолы

Плюсы и минусы самодельной антенны

Преимуществами самостоятельного изготовления устройства считаются:

  • дешевизна,
  • возможность монтажа к любой разновидности автомобильного кузова,
  • отсутствие проблем с приемом сигнала ФМ,
  • простота монтажных работ,
  • легкость в регулировке размера,
  • лучшее качество приема, чем у заводских приспособлений,
  • возможность при необходимости переделать в GPS.
  • сотрудники полиции могут иметь претензии к автомобилисту с самодельным изделием,
  • провода приемного устройства портят внешний вид салона, могут создавать неудобства,
  • необходимость предварительно разобраться в инструкции, риск совершения ошибок, мешающих работе прибора,
  • иногда для установки приходится сверлить кузов.

Антенна на авто

Пошаговая инструкция по сооружению антенны своими руками

Чтобы сделать антенное устройство для транспортного средства, подготовьте:

  • анкерный болт,
  • паяльник,
  • примерно 3 м мягкой медной проволоки,
  • пластиковый чехол,
  • схему для усилителя,
  • провод,
  • резисторы, конденсаторы (для активного варианта),
  • транзистор КТ368А.

Перед проведением работ необходимо отключить силовой агрегат автомобиля. Поверхность, к которой будет крепиться самодельный гаджет, следует предварительно тщательно очистить, обезжирить с помощью специальных составов.

Проволоку наматывают на болт. Витки делают плавными, избегают перехлестов. Припаяйте провод к обмотке, после чего протяните его к магнитоле в машине. Подберите чехол из пластика так, чтобы соответствовал сделанной конструкции, размерам штатного места под антенну.

Проволока на болт

Затем механизм монтируют на крыше транспортного средства. Особенности процесса зависят от выбора крепежа.

Если автовладелец выбирает врезное крепление, придется просверлить сквозное отверстие в крыше. Туда вставляют крепежную шпильку, которую изнутри закручивают с помощью гайки. Рекомендуется использовать штатные технологические отверстия, чтобы снизить риск коррозии, порчи металла.

Магнитное крепление осуществляется через DV либо PL разъем. Первый вариант предполагает возможность изменения угла установки. Во втором антенна устанавливается строго вертикально. Недостатками такого метода считаются ненадежность крепления, частые кражи антенн.

Штыревое крепление предполагает установку кронштейн-струбцина на выступающей части кузова. Контакт для радиоприема при этом создается за счет заостренных концов зажимных болтов.

Провод протягивают вдоль стойки машины. Затем прокладывают по периметру двери, фиксируют. Завершается монтаж прокладкой кабеля и подключением к приемнику.

Активные разновидности антенных устройств устанавливаются с помощью специальной присоски-кронштейна к лобовому стеклу.

Правила подключения и настройки

Конструкция рации для авто предполагает подключение 3 проводов. Первый требуется для заземления, установки приемника. Его подсоединяют к крепежному элементу из металла, после чего закручивают. Второй предназначается для питания. Его присоединяют к проводу, отходящему от приемника.

Третий необходим для установки контакта. Подсоединяется к специальному разъему в магнитоле. Иногда объединен с проводом питания. Провода прокладывают лишь тогда, когда установка завершена.

Прежде чем подключать устройство, убедитесь в целостности кабеля. Затем проложите его под приборной панелью. Если во время работ в крыше были проделаны отверстия, их необходимо загерметизировать.

Антенну нельзя монтировать рядом с прочими металлическими элементами.

Если устройство устанавливают снаружи, нужно защитить его от неблагоприятных условий окружающей среды. Если этого не сделать, металл может окислиться из-за дождя либо снега, что приведет к нарушениям в работе прибора.

может и купил бы, да финансы поют романсы. Кстати о ценах, странная закономерность, чем длиннее антенна, тем она дороже… значительно дороже!

Читать также:  Поделки на Пасху для детей своими руками

Кое какой опыт с ВЧ техникой имеется, руки растут чуть ниже плеч, но не значительно, почему бы не сделать самодельную антенну на автомобиль?
Что бы что-то сделать, надо понимать, что ты делаешь. Я посмотрел антенны заводского изготовления, схемы их подключения. Попробую нарисовать и объяснить, как это работает на простых словах.
Из уроков физики, кто еще помнит, там была схема контура, где пластины конденсатора раздвигали и получалась антенна. Ну я бы не сказал, что физики дураки, но объяснение не правильное, вернее нефига не доходчивое.
Вооружимся теорией и онлайн калькулятором (расчет частоты tel-spb.ru/lc.html и количества витков coil32.narod.ru/calc/one_layer.html )
Провод свитый в спираль/катушку имеет индуктивность, например, 10 витков провода на каркасе диаметром 20 мм при длине намотке 10мм (диаметр провода 1мм) имеет индуктивность 2.136 мкГн (микро Генри), при емкости контура 10 пФ (пико Фарад), резонансная частота контура по расчетам составляет 15,9 МГц (мега Герц).
Давайте грубо и весьма неправильно примем, что один виток провода будет иметь погонные характеристики 1мкГн /1пФ (длина витка 2*Пи*r будет 2*3,14*10=62,8мм). То если размотать нашу катушку и выпрямить провод, у провода длиной 628 мм будет емкость 10пФ и индуктивность 10мкГн, и резонансная частота 15,9 МГц. Смотрите Рис. 1.
Вот так и получается антенна, это кусок провода в зависимости от удельных погонных характеристик имеет свою резонансную частоту, на которой он излучает в пространство. Свернутый в катушку провод излучает он крайне слабо.

Принято, что длина эффективного излучателя должна быть кратна ? длины волны (длина волны считается так: 300/F где F в МГц).
Если часть провода свить в катушку, а часть выпрямить, то получится электрически укороченная антенна (Рис. 2). Теперь думаю понятно, для чего в коротких антеннах на СиБи применяются удлиняющие катушки. Не убудем углубляется в теорию антенн, мои познания не так глубоки для обучения этой теории, а эта статья такой цели не имеет.

Вернемся к нашим антеннам для СиБи. Длина волны около 11 м. Значит, чтобы получить эффективную антенну, нужен отрезок провода длиной 2,75 м и такой же противовес (получим диполь). Так как в качестве противовеса может выступать земля (заземление) или корпус автомобиля, то нужен всего один провод.
Но 2,75 м это длинный провод, особенно в городских условиях и располагать его нужно перпендикулярно земле. Укоротить его можно свернув часть в катушку. Почему в катушку не на конце провода, а в точке питания, любопытные читатели найдут в литературе )
Но просто свернув в катушку провод, можно столкнуться с одной неприятной особенностью, из-за высокого или низкого входного сопротивления, не удастся вогнать КСВ в приемлемый диапазон.
На Рис. 3 слева как раз изображен такой случай, из-за низкого входного сопротивления антенны, передатчик работает на рассогласованную нагрузку.
Еще из минусов такого включения, то что выход передатчика электрически связан с незаземленной антенной. В грозу или при касании проводов антенной можно получить нехилый фейерверк в машине и лишиться дорогого оборудования.

Подробнее рассмотрим правую часть Рис. 3.
Там используются уже 2 катушки, L1 является согласующей, а L2 удлиняющей. Антенна заземлена через катушку по постоянному току. Такое включение катушек, а физически это может быть одна катушка, уже является автотрансформатором. Подбирая количество витков L1 можно точно подстроить входное сопротивление антенны, а числом витков L2 скомпенсировать недостающую длину антенного штыря и подстроить резонанс антенны.
Всем известная Lemm 2001 Turbo сделана по тому же самому принципу. Это удлиняющая или «горячая» катушка

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: